Ночь совершает обход (samnamos) wrote,
Ночь совершает обход
samnamos

Regenwurmlager (Лагерь Дождевого Червя)



Полсотни бронированных железобетонных блокгаузов, более трёх десятков километров подземных туннелей, 17 грузовых станций подземной узкоколейки, система дамб, разводных мостов, запруд и водных каналов. Все это - Мезерицкий Укрепрайон (MRU). Неподалеку от польского города Мендзыжеч (нем. Мезеритц) расположена сеть подземных туннелей, строительство которых проводилось с 30-х годов по 1943 год, как стратегический оборонительный рубеж на Восточном фронте. Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя». В мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речной излучине рек Одер — Варта более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии (После крушения Третьего рейха отошли к Польше). Однако проект не успел был до конца реализован, и в 1945 году советские войска прорвались через этот укрепрайон, в одних местах используя внезапность, в других слабость личного состава обороняющихся, а в третьих при умелом руководстве, создав штурмовые бригады и буквально взламывая неприступную, казалось бы. сеть дотов. В конце Второй Мировой Войны по всей Германии Советские войска обнаруживали огромные недостроенные системы туннелей. Длина основной построенной части составляет примерно 30 километров из 80 запланированных и более 50 огневых точек - дотов, разделенных классификацией по массивности и толщине бетона - A, B, C ... Самая большая - А имеет толщину стен - 3,5 метров. Многие доты так и не были соединены до конца. Глубина залегания тоннелей варьируется от 30 метров до 50 метров (в северной части). По замыслу укрепрайон "ЛДЧ" должен был быть полностью автономен, включая в состав подземные казармы/столовые/мед. пункты и электростанции.
Давайте же окунёмся в подземелья третьего рейха!


Современная граница Польши и Германии отличается от довоенной. В 30-ые ее западная часть пролегала восточней. Часть границы шла вдоль реки Одер. Сами по себе реки являются хоршим средством для сдерживания наступлений противника -  танки по дну не проедут. Нужно строить мосты, закрепляться на противоположном берегу и все это под обстрелом обороняющейся стороны. Поэтому построив некоторое колличество оборонительных сооружений, Немцы могли быть спокойны. Но реки не текут в бесконечно нужном направлении. Так и здесь - река Одер течет с юга и поворачивает на запад. Варта Течет с востока в сторону Одера. Местность между реками являлась слабым местом. По Немецки это место называется "OWB" (Oder - Warta - Bogen), что переводится, как излучина рек Одер и Варта.



Чтобы обезопасить себя на случай наступления противника, немцы построили на уязвимом участке укрепрайон, соединив под землей дестяки дотов. Тем не менее, излучена между реками была довольно широкая - примерно 62 км и немцы не успели достроить тоннельную систему до конца.



Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.



Залаз оказался наглухо запечатан! Во всяком случае 4 домкрата в данной ситуации были бесполезны.



Тем не менее на входе висят фанатские банеры со схемами ДОТа и экспликацией.



Строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики, и тд. Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже вообразить общие масштабы лагеря дождевого червя (Regenwurmlager). В ходе строительства люди Тодта применили все технические новинки двадцатого века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошенных визитеров.

Чуть меньше, чем в километре обнаружился следующий ДОТ. В отличии от первого "залаза", где в шахте до низу была лестница, в этом, взорванном ДОТе, шахта оказалась полностью пустой. Но у нас с собой было две обвязки и 80 метров верья. Ровно столько, чтобы спуститься на глубину 50 метров.
По масштабам разрушения (как видно, калпак дота поехал на "бочек") можно только предполагать каких размеров был снаряд гаубицы.



По очереди спускаемся на дно шахты.


Спустившись вниз, мы попали в рудвор одного из бункеров дождевого червя. Бункер состоит из нескольких залов.



Первый зал, в который выходит шахта.



Блоки соедининены яицеобразными бетонными ходками.





В дальней части бункера располоден выход в шахту с лестницей на поверхность в ДОТ с заваренным входом.



До верха - 45 метров (150 ступеней).





Местные фанаты раскрасили стены в цвета флага Польши.



Уцелевшая металлическая двухстворчатая бронедверь. Подобными дверьми укомплектовывались в т.ч. и ДОТы.



Система "Дождвеого Червя" имеет структуру елочки. Главная галлерея расходится ветками множеством вторичных галерей, ведущих к складам боеприпасов, машинныым залам и к соединениям с другими укрепленными крепостями. Высота и ширина тоннелей варьируется. Самая большая - в главной галереи. Чем дальше, тем меньше.



По всей системе должна была проходить узкоколейка, соединяющая крепости, по которой курсировали аккумуляторные электровозы с мини- составами.



Были даже свои вокзалы (отмечены на карте), где составы могли разъехаться, а электровозы, при надобности, зарядиться на стационарных пунктах зарядки. Под землей располагались дизельные электростанции, казармы, медпункиты, и прочая инфраструктура.



В одном из вокзалов мы устроили ужин.



В былые времена своды скрывалиссь за сводами вентиляционных труб.







Среднее расстояние между станциями - 400 метров.



Стены туннелей сухие, несмотря на то что над нами большое озеро. Хорошо сохранились проложенные в 1938 году рельсы узкоколейки. Стрелки, переводяшие пути, до сих пор работают.



Можно бесконечно восхищаться мастерством немецких строителей. Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживая давление недр, и напор воды… Вентиляция продуманная - нет застоя воздуха.



На случай проникновения войск противника, в галереях имеются позиции пулеметчиков.


Станция с заиленными полом.



Это последняя станция - через 300 метров галерея выходит на поверхность.



Пройдя по туннелям в общей сложности 10 км мы вышли на поверхность - к главному порталу. В подземелья укрепления мог проехать небольшой грузовик.
Вход оказался запечатан уже знакомыми нам массивными решетками.



Впервые за все подземное путешествие мы ощутили тепло. Температура в укреплении постоянная, что летом, что зимой - 7 градусов по цельсию.



Но как же там оказался Андрей?


Между станцией и порталом расположена десятиметровая шахта. Пожалуй самая маленькая из всех. Андрей вскарабкался голыми руками по торчащим арматурам этой шахты. Не лучший вариант залаза, хотя и короткий.



А нам предстоял долгий, но отнюдь не скучный путь обратно к ДОТу с провешенной веревкой, где ждала нас машина.




И теплые посиделки у костра...


В результате молниеносных ударов Красной Армии, танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии генерала М.Е. Катукова, укрепрайон был прорван всего за три дня (29 – 31 января 1945 года). После длительной осады огнем, гарнизоны всех дотов капитулирвоали.
Китайцы построили свою Великую стену, дабы на тысячи ли прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал — Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на восток известен. Натиск советских армий не помогли сдержать ни противотанковые «зубы дракона», ни бронекупольные установки, ни подземные форты со всеми их средневековыми ловушками и наисовременнейшим оружием.

А мы едем дальше - на Берлин!


Продолжение следует...

Историческая спарвка взята с сайта joy4mind.com.

Андрей снял чудесное видео про объект и более развернуто рассказывает историю месту. Рекомендую к просмотру!


Смотри также предыдущие обзоры из цикла Евротрип:

1) Варшава



2) Высотная Прага



3) Подземная Прага: Мотольский ручей



4) euro3p #4: Чески - Крумлов



5) euro3p #5: Зальзбург



6) Австрийский городок: Часть 1: Улица заброшенных отелей (euro3p #5)



7) Призрачный Австрийский городок: Часть 2



8) Призрачный Австрийский городок: Часть 3 - Отели Straubinger и Austria



9) Призрачный Австрийский городок: Часть 4 - Отель Königsburg



10) Призрачный Австрийский городок: Часть 5 - Конгресс



11) Дамба в Австрийских Альпах


12) Катакомбы Парижа



Не забудьте также прочиатать предыдущий обзор про цивильную часть Парижских катакомб!



13) Парижское метро



14) Парижская электричка "RER"



15) Бельгия: Брюгге



16) Ангар дядюшки Сэма




17) Заброшенный Архитектурный факультет

18) Льежский Металлургический завод.



19) Логово Дождевого Червя

Tags: Польша, дот, евротрип, подземка, путешествие
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments